Детские игры, дающие «путевку в жизнь»

Ни для кого не секрет, что мир ребенок познает, в первую очередь, через игру. Так малыш учится общаться со своими сверстниками, узнает, что можно, а что нельзя, учится правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Так какие игры наиболее полезны для наших чад? А главное, чему они могут научить наших детей? Давайте попробуем найти ответы на эти и другие вопросы.

Одной из самых распространенных игр и, в то же время, одной из самых полезных, является игра в дочки-матери. Если девочка играет одна, она – “мама”, а куклы – ее “дети”, и ваша малышка, в ходе игры, придумывает различные жизненные ситуации, учится заботится о своих близких, отвечать за обственные поступки, также, она учится быть самостоятельной, вести “хозяйство”. Одним словом, в ходе такой игры девочка осваивает те функции, которые выполняет в реальной жизни ее любимая мама. Такие навыки очень девочке в будущем, обязательно, пригодятся. Только помните о том, что вмешиваться в эту девчоночную игру не стоит. Дайте малышке полную свободу действий, не подавляйте ее порывов. Если в игре принимает участие несколько девочек, то каждая из них принимает на себя роль одной из женщин в семье, то есть, кто-то “мама”, кто-то – “бабушка”, а кто-то – “дочка”. В такие моменты малышки учатся общаться друг с другом, приходить на помощь, пусть пока в выдуманных, но все же трудных ситуациях, доверять друг другу, сочувствовать, понимать и принимать чужие точки зрения. По сути дела, в этой игре дети проживают самую обычную жизнь. Только разница заключается в том, что дети видят все гораздо упрощенней. Они упускают из виду конфликтные ситуации, значительно упрощают реальную жизнь, сводя ее к простым алгоритмам, например таким, как отвести “дочку” с садик, сходить на работу, приготовить обед, “бабушка” может заниматься выращивание овощей на огороде, а “мама” трудиться в офисе. После этого, когда “семья” воссоединяется, они вместе пьют чай, обсуждают интересные темы, беседуют “по душам” и т.д. Если в игре участвуют как девочки, так и мальчики, то, сама по себе, игра становится гораздо более живой и наполненной более “серьезными событиями”. Мальчишкам необходимо постоянно двигаться, а девочки учатся мириться с их непослушанием, идти на компромисс, уступать. В конечном итоге, игра позволяет каждому ребенку найти свое место в кругу сверстников, почувствовать себя важной частью общества, нужным окружающим. Кроме того, во время таких совместных игр, дети узнают характер друг друга, особенности поведения, привычки другого, что, в дальнейшем, значительно упростит общение между полами в частности и с окружающими в целом. Если в игре участвуют взрослые, изображая при этом детей, то это прекрасная возможность узнать, что на самом деле чувствует и думает ваше чадо, каким оно видит ваш подход к воспитательному процессу. Взрослые, которые изображают “дочек” и “сыночков”, должны задавать многочисленные вопросы, а маленькие “мамы” и “папы” учатся отвечать на них. В такой игре, кроме всего прочего, вы узнаете, какие знания о том, что “такое хорошо, и что такое плохо” и что “можно, и чего нельзя”, имеются у вашего ребенка. После игры вы будете знать те пробелы, которые вы допускаете в вопросах воспитания, и сможете мягко и ненавязчиво восполнить их впоследствия. Помните о том, что главное на детей не давить. В конце концов, они будут “воспитывать” вас так же, как вы воспитываете их. Посмотрите на себя со стороны и попробуйте объективно оценить то, насколько правильно вы ведете себя в обычной жизни.

Еще одной ролевой игрой, которая может быть очень полезной, является игра в “скорую помощь”. Суть игры обычно заключается в том, что один малыш изображает “больного”, которому становится плохо, и он по телефону вызывает “медицинского работника”. Последний прибывает к больному и оказывает ему помощь с помощью ненастоящих медикаментов и прочих медицинских принадлежностей. При этом, “врач” интересуется у мнимого больного, что у него болит, где именно и насколько сильно, выясняет, что могло стать причиной болей. Если “врач” сочтет нужным, то “больного” могут отправить в “стационар”. Во время такой игры ребенок учится общаться, у него развиваются чувства милосердия, сопереживания, возникает огромное желание помочь окружающим, а также приходит умение заботиться о тех, кто в этом нуждается. Помимо этого, не забывайте, что любые “профессиональные” игры – это всегда первый шаг к самоопределению ребенка как будущего специалиста. Попробовав себя в разных ролях, вполне вероятно, ребенок заинтересуется какой-нибудь конкретной сферой профессиональной деятельности.

Хорошей игрой является – “детский сад”. При этом, детишки распределяют между собой роли воспитателей, нянечек, а роль “детей” достается куклам. Тут все происходит в таком же порядке, как и в обычном детском саду. “Малышам” накрывается завтрак, они делают зарядку, танцуют под ритмичную музыку, проводятся занятия, например, по освоению алфавита или цифр, обязательно присутствует сонный час, после которого “детей” нужно заплести и одеть, далее следует полдник, затем подвижные или интеллектуальные игры. Очень хорошо, если родители тоже примут участие в такой игре. Правда их роль в этой игре будет несколько второстепенна – например, “повар”, “методист”. Главное, что, как участники игры, взрослые смогут наблюдать за поведением детей, давать им ненавязчивые советы, корректировать процесс по своему усмотрению. Во время подобных игр малыши учатся доброжелательности, отзывчивости, ответственности. Детки приучаются к дисциплинированности, терпимости по отношению к “коллегам” или своим подопечным “детям”. Родители же, в свою очередь, сможете наглядно увидеть, каким образом ваш ребенок ведет себя в их отсутствие. И как он видит воспитательный процесс в детском саду.

По мнению детских психологов, наиболее объединяющей и раскрепощающей игрой для деток, является игра в “поезд”. Тут непременно присуствует “машинист”, который управляет поездом, собранным из нескольких стульев, “проводники”, основная задача которых заключается в том, чтобы проверить наличие проездных документов у “пассажиров”, а также, маленьким “проводникам” предстоит рассадить их по своим местам и принести всем желаюшим чай. В игре может также присутствовать “проверящий”, который следит за тем, чтобы в вагоне все было в порядке. Во время такой игры все участники рассказывают какие-нибудь смешные истории, пусть даже выдуманные, поют вместе веселые песенки, рассказывают стихотворения. Помимо того, что в этой игре дети приобретают навыки общения со сверстниками, они еще и обмениваются имеющимися знаниями, развивают фантазию и воображение, учатся выполнять свои “профессиональные обязанности”. Малыши, на собственном опыте, постигают, как следует вести себя в общественных местах. Огромным плюсом игры является то, что взрослые, пусть даже будучи сторонними наблюдателями, в ее процессе, могут создать сложную ситуацию. Например, такую, когда поезд попадает в аварию, либо один из пассажиров поранился во время дороги, или же проверяющий обнаружил пассажира, у которого нет проездного билета. Таким образом, можно направить игру на развитие тех или иных душевных качеств в детях. Это, либо желание помочь, либо готовность быстро принять необходимые меры для “ликвидации последствий аварии”, либо развитие способности решать спорные и конфликтные ситуации, возникащие в процессе общения путем “мирных переговоров”.

Хорошо развивает навыки общения, в том числе, и способность к тому, чтобы быстро реагировать на поставленные вопросы, игра в “магазин”. Тут необходимо наличие “продавца”, хотя бы одного “покупателя” и ведущего. В задачи “продавца” входит не только продать товар и получить за него деньги, но и прорекламировать его, одновременно, ответив на все вопросы “покупателя”. Ведущий тоже может делать “покупки”, тем самым, получая право задать и свой вопрос. Таким образом, дети обмениваются знаниями, учатся не теряться при ответах на поставленные вопросы. Для того чтобы добавить больше азарта в такую игру, можно сделать так, чтобы ведущий оценивал работу каждого продавца, ставя ему за это, на свое усмотрение, определенное количество баллов. Игра заканчивается тогда, когда каждый участник игры попробует себя в обеих ролях, побыв как продавцом, так и покупателем. Ведущие, в течение всей игры, также могут меняться. Выигрывает здесь тот, кто не только продал большее количество “товара”, но и заслужил, по мнению “авторитетного жюри”, большее колличество баллов.

Наверное, не зря классик сказал, что “наша жизнь – игра”!.

Вам может также понравиться...